«Сто тысяч призраков Маккарти»

Город Белмонт, штат Массачусетс. Здесь, на Конкорд авеню в доме № 395, находится штаб-квартира «общества Джона Берча». В просторном кабинете, за большим письменным столом, восседает седовласый старик. Это создатель и руководитель общества Роберт Уэлч. На стенах кабинета — портреты его политических вдохновителей и кумиров: сенатора-мракобеса Джозефа Маккарти, генерала Макартура, призывавшего к применению атомной бомбы во время войны в Корее, и малоизвестного капитана военной разведки США Джона Берча, погибшего в Китае в конце 1945 года. Этому последнему «общество» обязано своим названием. Он причислен к лику святых, как «первая жертва третьей мировой войны». Себя же Уэлч и его сторонники именуют «детьми Джона Берча».

В нижнем этаже того же дома № 395 по Конкорд- авеню находится книжный магазин «общества». Таких магазинов в масштабе всей страны насчитывается не менее 350. Они распространяют литературу, публикуемую издательской компанией «Роберт Уэлч инкорпорейтед», которая ежегодно выпускает более 5 миллионов экземпляров печатной продукции. Компании, о которой идет речь, принадлежат журналы «Америкэн опинпон» и книгоиздательство «Уэстерн айлендз». Число сотрудников компании — более 200 человек; бюджет — 5 миллионов долларов ежегодно.

Ведущие глашатаи и проповедники берчистов регулярно выступают также на страницах правоэкстремистского журнала «Америкэн меркьюри». По 175 радиостанциям «общество Джона Берча» ведет регулярную передачу «Ты слушаешь, дядя Сэм?», в ходе которой проигрываются пластинки с речами Уэлча и других ультраправых лидеров. «Моя задача — просвещение нации», — заявляет Уэлч.

«Просветительская» деятельность берчистов носит весьма зловещий характер. При первом беглом ознакомлении с печатными материалами этой организации их легко принять за истории болезни, взятые из регистратуры психиатрической клиники. На страницах берчистских изданий можно, к примеру, прочесть, что «марксизм был изобретен в варварских монархиях древнего Востока», что «коммунисты подготавливают революцию в Гренландии», что Кубу населяют «потомки монголов», что Дуайт Эйзенхауэр «был членом коммунистической партии», что очистка воды в США производится с целью «сделать американцев более восприимчивыми к коммунизму» и т. д. и т. п.

Собрав воедино все эти перлы, газета «Детройт фри пресс» еще в 1961 году изложила политическую программу берчистов в виде следующей пародии:

«1) Срочно вывести всех коммунистов из состава федерального правительства.

2) Отправить американских индейцев туда, откуда они прибыли, с тем чтобы восстановить чистоту американской расы на 120 процентов.

3) Систематически разоблачать такие подрывные издания, как «Десять заповедей» и «Декларация независимости».

4) Восстановить 84-часовую рабочую неделю, ибо праздные руки работают на коммунистов.

Девиз „общества»: „Если ты едешь на своем автомобиле и видишь перед собой человека, переходящего улицу, дави его, ибо вполне возможно, что это коммунист»».

Однако было бы грубой ошибкой изображать берчистов в виде «безобидных чудаков» и «забавных психов», как это нередко делается на страницах зарубежной буржуазной печати. В кажущемся безумии их высказываний есть строгая система; сквозь калейдоскоп нелепых заявлений М курьезных фактов просматривается вполне определенная программа. Стержнем этой программы является пункт, призывающий к борьбе с «мировым коммунизмом» всеми средствами, включая применение ядерного оружия.

Далее, «общество Берча» требует установить строгий контроль за деятельностью «коммунистов и их умиротворителей», а также «воинствующих либералов». Иначе говоря, речь идет о том, чтобы зажать рот всем инакомыслящим. При этом каждому «лояльному американцу» вменяется в обязанность следить за своими соседями и доносить властям о «подозрительных настроениях».

Берчисты выдвигают всеобъемлющую программу милитаризации американской жизни, требующую, в частности, чтобы граждане США обоего пола до определенного возраста считались военнообязанными.

Далее, Уэлч и его соратники призывают к созданию сети американских баз во всем мире любыми средствами — не только путем договоров, но и силой оружия.

Программа отрицает возможность мирного урегулирования спорных вопросов с Советским Союзом путем переговоров.

Не желая публично выступать с откровенно фашистским забралом, берчисты заявляют, что намерены бороться за власть в рамках «конституции и законности». Отсюда термин «конституционный фашизм», иногда употребляемый на страницах американской печати для характеристики их политической программы. Прогрессивный публицист Майк Ньюберри, который неоднократно использует упомянутый термин в своей книге «Возрождение фашизма» (Нью-Йорк, 1962), пишет по этому поводу: «Берчисты понимают, что систематические публичные нападки на самый принцип демократии были бы для них равносильны политическому самоубийству». Поэтому они предпочитают скрывать свою антидемократическую сущность за «антикоммунистической» программой и как бы остаются в рамках конституции, хотя по существу ее отвергают.

Нельзя, однако, сказать, чтобы берчистские методы политической маскировки отличались особой тонкостью.

В своей «Голубой книге», которая является главным политическим документом «общества Джона Берча», Уэлч утверждает, что «коммунисты контролируют» обе крупнейшие политические партии США, обе палаты конгресса, исполнительную и судебную власть. Отсюда делается вывод, что «спасти» Америку от «коммунистического проникновения» смогут только «подлинные патриоты», т. е. правые экстремисты, которые должны взять бразды правления в свои руки и установить в стране «режим твердой власти». Чтобы добиться этого, им необходимо создать мощную, полусекретную, строго централизованную организацию во главе с «искушенным боссом — диктатором». Наиболее достойным претендентом на эту роль Уэлч считает самого себя.

«Фюреризм» — один из главных принципов идеологии берчизма. «„Общество Джона Берча», — говорится в «Голубой книге», — будет действовать под полным авторитетным контролем на всех уровнях… Члены Общества верят в меня и в то, что я делаю, и они должны признать мое руководство».

Считая демократию «самой худшей из всех форм управления обществом», Уэлч отказался в своей организации от принципа выборности и сам производит назначения на руководящие должности сверху донизу. Его ближайшими доверенными лицами являются так называемые главные координаторы, действующие в разных штатах страны. Местные филиалы «общества Джона Берча» подразделяются на отделения численностью в 10—20 человек. Членам организации вменяется в обязанность вести активную работу среди самых различных групп населения, вербовать новые кадры, популяризировать черносотенную литературу, распространять порочащие слухи о «либеральных», с точки зрения Уэлча, кандидатах на местных и федеральных выборах, выступать против государственных и общественных деятелей, неугодных «ультра». Особое внимание уделяется проникновению в органы образования и в сферу средств массовой информации. От каждого берчиста требуется, чтобы он стал «маленьким Маккарти» на своем участке. «Сто тысяч призраков Маккарти» — так назвал эту организацию западногерманский еженедельник «Шпигель».

«В борьбе с коммунизмом все средства хороши». Этот маккартистский тезис проходит как лейтмотив через всю «Голубую книгу» Уэлча, который предписывает своим сторонникам не останавливаться перед использованием «самой подлой и грязной тактики». Он предоставляет в их распоряжение широкий арсенал средств: и преднамеренную организацию провокаций, и распространение порочащих сведений интимного характера о неугодных лицах, и чудовищное нагромождение нелепостей в полном соответствии с заповедью иезуитов: «Клевещите, клевещите, чему-нибудь да поверят!» Берчистская тактика предусматривает также разжигание религиозного фанатизма среди верующих. Выступления Уэлча и его сподвижников изобилуют такими выражениями, как «безбожный», «богопротивный», «сатанинское наваждение», «козни дьявола». Капитан американской разведывательной службы Джон Берч совмещал свою сугубо мирскую профессию с миссией баптистского священника. «Дети Джона Берча» сочетают библейскую фразеологию с деятельностью осведомителей. Призывая к «крестовому походу» против коммунизма, они одновременно составляют списки «подрывных элементов» для политической полиции. Антикоммунизм, поучает Уэлч, начинается со слежки за соседом.

Превратить массу невежественных обывателей в армию черносотенных погромщиков и полицейских шпиков — такова основная задача «просветительской» деятельности Уэлча. И его усилия не проходят бесследно. В декабре 1968 года, когда «общество Джона Берча» отмечало десятилетие своего существования, журнал «Прогрессив» писал: «Берчисты не только умудрились просуществовать целое десятилетие, но и пробились с задворок американской политической жизни на ее передний край, „общество» активно включилось в политическую жизнь страны, превратившись в национальный штаб самых темных сил…»

Уже к 1964 году «общество Джона Берча» имело несколько тысяч отделений в 48 штатах страны. Именно берчисты оказали тогда наиболее активную поддержку Барри Голдуртеру на первичных выборах, а затем фактически сделали возможным выдвижение его в кандидаты на пост президента. Во время президентской кампании 1968 года симпатии берчистов разделились между расистом из Алабамы Уоллесом и Ричардом Никсоном с явным преобладанием в пользу первого. Формы деятельности «общества» принимают все более многообразный характер. Во многих городах они создали комитеты с демагогическим названием «Правда о гражданских порядках», ведущие борьбу против участников антивоенного движения и движения за гражданские права. В одном Чикаго насчитывается 52 таких комитета. В августе 1968 года, когда в городе проходил предвыборный съезд демократической партии, они начали «кампанию ненависти» против антивоенно настроенной молодежи. Позднее Уэлч похвалялся, что это «несомненно укрепило решимость мэра Чикаго Дейли и полиции удержать под контролем революционные выступления, намеченные коммунистами». Берчистский лидер имел в виду зверскую расправу чикагской полиции с участниками демонстрации протеста против американской агрессии во Вьетнаме.

Под эгидой «общества Берча» действуют и комитеты борьбы против торговли «коммунистическими товарами», требующие прекратить торговые связи с социалистическими странами, как «непатриотические». В ряде городов эти комитеты добились от местных властей введения специальных дорогостоящих лицензий на торговлю советскими часами, польской ветчиной, болгарским джемом и т. д.

Растет численность «общества Джона Берча», уже сейчас достигающая 100 тысяч человек, расширяется его аудитория, увеличивается тираж выпускаемых им печатных изданий. В среднем по стране берчисты проводят по 150 митингов в месяц. В последние годы «общество Джона Берча» провело несколько платных конкурсов, установив крупные денежные премии за «лучшие сочинения на патриотические темы» (например, «Почему следует судить Фулбрайта?»). Возникает вопрос: откуда берчисты берут средства на все это?

«Нам помогает бог», — отвечает Роберт Уэлч. В действительности, однако, берчисты пользуются поддержкой гораздо более реальных сил. «Дети Джона Берча» па поверку оказывается детьми Национальной ассоциации промышленников (НАП). В руководящих органах «общества» представлены четыре бывших вице-президента НАП (один из них — сам Уэлч), десятки директоров правлений и прочие лидеры крупного бизнеса. Щедрые пожертвования этих капиталистов составляют основу берчистского финансового фонда, по сравнению с ними денежные взносы рядовых членов кажутся каплей в море. Весьма тесные связи поддерживает «общество Берча» также с Пентагоном и секретными службами. Среди берчистской элиты — бывший начальник службы безопасности американской Комиссии по атомной энергии Медфорд Эванс и бывший заместитель директора ФБР Дэн Смут. В настоящее время оба они входят в редакционную коллегию черносотенного листка «Факте форум», который издается техасским нефтяным миллиардером Хантом. Перу двух бывших сотрудников ЦРУ, предпочитающих сохранять инкогнито, принадлежит один из программных документов «общества Джона Берча», выпущенный под названием «Письма Джона Франклина». Авторы этой книжонки, изобилующей расистскими бреднями (там утверждается, например, что в случае успеха освободительной борьбы американских негров «белые граждане будут вывезены в Африку, в рабство»), прямо заявляют, что ЦРУ поддерживает движение правых экстремистов.

Число представителей высокопоставленной военщины в «обществе Джона Берча» настолько велико, что из них можно было бы составить целое воинское подразделение. В руководящие органы берчистов входят отставной генерал А. Уиллоуби, бывший руководитель разведки при штабе генерала Макартура, отставной генерал. Пейтон Кэмпбелл, в прошлом занимавший пост начальника финансовой части армии США, отставной генерал ВВС Чарльз Стоун, ранее командовавший 14-й воздушной армией, отставной генерал Альфред Уэдемейер, некогда возглавлявший отдел военного планирования при объединенном комитете начальников штабов, и многие другие.

Формально все эти люди ныне не у дел, однако фактически они не утратили своих связей с высшими чинами Пентагона и ЦРУ, а потому продолжают оставаться активными и влиятельными проводниками политики наиболее агрессивных и реакционных кругов военно-промышленного комплекса.

Если костяк своей организации фюрер Уэлч создал из ведущих милитаристов, расистов и правых политических деятелей США, то основная масса членов ультрареакционного «общества Джона Берча» вербуется из среды обывателей, раздраженных и недовольных, неспособных самостоятельно разобраться в сложных проблемах окружающего их мира. «Политиканы правого крыла, — сообщал читателям журнал «Эбони», — десятилетиями стремились к одной цели — создать организацию, которая охватила бы миллионеров, страшащихся социальных перемен, представителей среднего сословия на Севере, чувствовавших себя бесполезными и беспомощными в современном обществе, и недовольную бедноту из числа белых в южных штатах. Они нашли такую организацию в лице „общества Джона Берча“».

Стремясь завлечь этих людей в свои сети, Уэлч рисует обаятельный автопортрет человека, вышедшего из народа и хорошо понимающего нужды простых людей, да к тому же еще и умудренного знаниями. В рекламном проспекте берчистов он пишет о себе так: «Джентльмен, обладающий смелостью, преданностью, настойчивостью и энергией, необходимыми для основания „общества Джона Берча». Родился первого декабря 1899 года на ферме в штате Северная Каролина. Его родословная полна фермеров… Он ненасытный исследователь истории. Он изучает ее с детства…»

И далее, чтобы не быть голословным, Уэлч демонстрирует свою эрудицию. Он заявляет, что история США за последние 25—30 лет представляет собой цепь роковых заблуждений и предательств в высших государственных сферах. По его словам, Франклин Рузвельт был использован коммунистами, не зная об этом; Гарри Трумэн уже сознательно играл на руку коммунистам, а Дуайт Эйзенхауэр имел членский билет компартии. В дальнейшем, «по Уэлчу», положение к лучшему не изменилось.

Уэлч якобы противопоставляет себя государственным руководителям США, но насколько велика разница между его взглядами и официальной точкой зрения Вашингтона по основным вопросам внутренней и внешней политики?

«Война во Вьетнаме должна закончиться полным уничтожением противника! — заявляет Уэлч. — Не почетный мир, а полная победа!»

Официальные представители Пентагона и Белого дома говорят о «почетном мире» в Индокитае, но фактически правительство США по-прежнему делает ставку на военную победу.

Уэлч требует предания всех противников вьетнамской авантюры военному трибуналу «за измену».

Вице-президент США Агню «ограничивается» тем, что предлагает «выбросить этих людей из общества, как гнилое яблоко». Уэлч выступает против социального законодательства, федеральной помощи просвещению, здравоохранению, называя все это «вползанием в социализм».

Правительственная практика последних лет в этой области должна вызывать у него чувство удовлетворения.

Отсюда ясно, что разногласия «общества Джона Берча» с «истэблишментом» по многим вопросам первостепенной важности носят скорее тактический, чем принципиальный, характер.

Оглавление