К советским читателям​

Эта книга продиктована необходимостью идеологической классовой борьбы в условиях одного из крупнейших империалистических государств — ФРГ; она возникла в полемике с такой разновидностью буржуазной идеологии, как психоанализ, пустившей глубокие корни в сознании масс ряда капиталистических стран. Разумеется, проблема критики психоанализа и фрейдо- марксизма имеет в социалистических странах, в частности в СССР, свои особенности. Однако необходимо подчеркнуть интернациональный характер идеологической классовой борьбы. Выступая па XXVI съезде КПСС, Л. И. Брежнев отмечал, что «возросла активность пропагандистских средств классового противника, усилились его попытки оказывать разлагающее воздействие па сознание советских людей». К числу таких попыток относится и психоанализ. О возрождении интереса к нему с конца 70-х годов свидетельствует не только появление новых журналов «Emotionen» и «Psychoanalyse», посвященных психоаналитическим вопросам, но и издание ряда работ таких известных теоретиков психоанализа, как, например, Юнг и Фромм.

Для более полного понимания задач, которые ставил перед собой автор, отметим здесь еще один аспект доклада Л. И. Брежнева: «Очень важно, чтобы пропаганда не обходила острых тем, не боялась затрагивать так называемые трудные вопросы. Политика нашей партии ясна. И мы готовы ответить на любые вопросы, которые возникают у советских людей. Надо смелее делать это, помня, что если мы не отвечаем на них, то недруги нашей страны постараются воспользоваться этим для клеветы на социализм».

Философские и общие социально-теоретические позиции психоанализа неоднократно подвергались критике марксистами капиталистических стран. Однако успеху этой критики препятствовало отсутствие марксистски обоснованной психологии, способной дать адекватное представление о развитии личности наемного рабочего (особенно в области эмоционально-мотивационной) в буржуазно-классовом обществе. Эти трудности постепенно преодолеваются в ходе становления «критической психологии» в ФРГ и Западном Берлине, позволяющего точнее определить вклад материалистической психологии в марксистскую критику капитализма или, иначе говоря, точнее установить, почему наемные рабочие как индивиды заинтересованы в победе социализма.

В качестве краткого пояснения к сказанному рассмотрим в общих чертах некоторые идеологические функции фрейдо-марксизма как составной части буржуазной психологии, как составной части психоанализа и как составной части ревизионизма.

Фрейдо-марксизм является составной частью буржуазной психологии, так как он исходит из разделения индивида и общества, противопоставляя общественное и субъективность индивида как два противоположных момента. Для такого абстрактно-изолированного, внеисторически рассматриваемого индивида процессы общественного развития выступают как нечто внешнее, его субъективность описывается в понятиях, отражающих непосредственное воздействие социальных условий на индивидуальную жизнедеятельность, в то время как общество образует в лучшем случае лишь внешние рамки жизненной практики индивида, ни в какой мере не определяя ее с содержательной стороны. Фрейдо-марксизм не перешагнул границ буржуазной психологии, так как ему недоступно понимание того, что человеческая природа — это общественная природа человека и что индивиды могут развивать свою субъективность на человеческом уровне лишь тогда, когда они ассоциируются как общественные субъекты.

Фрейдо-марксизм является также частью психоанализа. С общефилософской и мировоззренческой точки зрения психоанализ характеризуется тем, что он раскрывает психологическую мотивацию в рамках империалистической философии жизни. Психоанализ воспринимает и специфическим образом преломляет общую тенденцию философии жизни перемещать констатированный ею кризис в сферу эмоционально-психической и духовной жизни человека. Особенности развития психоанализа можно правильно понять, только рассматривая его в контексте общего кризиса буржуазной идеологии, кризиса, завершившегося переходом к империализму, с одной стороны, и Октябрьской революцией — с другой. С переходом к стадии империализма требования гуманизма и разума периода буржуазной революции были открыто преданы идеологами буржуазии. В свете сказанного психоанализ следует рассматривать как одну из исторических альтернатив раннебуржуазного гуманизма на пути его развития к качественно иному, научному, марксистскому гуманизму.

В то время как марксисты постоянно и справедливо подчеркивали, что лежащие в русле философии жизни иррациональные тенденции фрейдизма противоречат его же собственным требованиям строгой научности и объективности, наиболее ярые последователи учения Фрейда пренебрегали прогрессивными моментами его теории, отдавая предпочтение иррациональным и субъективистским моментам.

Фрейдо-марксизм стоит в стороне от этих иррациональных моментов психоанализа. При этом сами фрейдо-марксисты не отрицают того факта, что их концепции не занимают центрального места в общем ряду современных психоаналитических теорий. Это лишний раз подтверждает, что психоанализ как теоретическая система не является ни критическим, ни прогрессивным. Правда, следует отметить, что фрейдо-марксистское отрицание иррационализма сводится к признанию общественных условий индивидуального существования лишь в качестве его внешних границ. Такая направленность характерна для психоаналитически ориентированной социологии, этнологии и исследования проблем социализации. Тщетность попыток фрейдо-марксизма приблизиться таким путем к марксизму обусловлена его внутренней теоретической несостоятельностью: фрейдо-марксизм не оставляет места индивидуальной познавательной деятельности (индивид — всего лишь жертва своих иррациональных стремлений). Марксизм же, напротив, утверждает основополагающее единство рационального познания цели и ее эмоциональной оценки, понимая отрыв эмоций от познания только как средство манипуляции и приспособления.

В качестве одного из течений психоанализа фрейдо-марксизм занимает незначительное место, однако ему принадлежит важная роль среди концепций ревизионизма, так как почти все попытки ревизии марксизма с субъективно-идеалистических позиций обнаруживают явную или скрытую связь с психоаналитическими конструкциями. Подводя итоги, отметим еще раз некоторые новые тенденции ревизионизма: провозглашая мнимый «кризис марксизма», идеологи ревизионизма предлагают в качестве выхода из этого воображаемого кризиса разработку фрейдо-марксистски истолкованного психоанализа. При этом актуальную специфику такого «дополнения» марксизма можно понять, только если учитывать (на примере ФРГ), что центром ревизионистской активности в конце 60-х — начале 70-х годов была область политической экономии, в середине 70-х годов главный удар наносился ревизионизмом в области философии, а с конца 70-х годов в центре внимания ревизионизма стоят проблемы политической теории. Таким образом, ревизионизм, во- первых, разрушает единство составных частей марксизма и, во-вторых, смещает центр приложения своих усилий. Что же касается попыток обосновать необходимость психоаналитического «дополнения» марксизма, то на данном этапе для них характерна тесная связь вопросов политической теории и политической практики. Тем самым подтверждается отмеченная в докладе Л. И. Брежнева особенность современной идеологической борьбы как борьбы против марксизма-ленинизма и против реального социализма. Фрейдо-марксизм выступает в этой борьбе как левобуржуазный вариант «идеологии третьего пути», причем, учитывая акценты, которые ставит сам ревизионизм, можно утверждать, что эти политические взаимосвязи в настоящее время выражены более четко, чем на предыдущем этапе. В свете изложенного важное практически-политическое значение серьезной научно-идеологической критики фрейдо-марксизма не вызывает сомнений.

Карл-Хейнц Браун

Марбург, июнь 1981

Оглавление