Патриархи и Египет
Есть и другой географический район, в котором, по книге Бытия, протекала деятельность Авраама и Иакова,— это Египет. Здесь, как известно, раскопки ведутся уже на протяжении более полутораста столетий, причем результаты их исключительно велики. Мы можем попытаться найти в материалах египетской археологии какие-нибудь данные о библейских праотцах.
Египетский период в жизни Авраама, по Ветхому завету, связан с тем, что, спасаясь от голода, наступившего в Месопотамии, наш праотец вместе с женой Саррой переселился в Египет, где и проживал некоторое время в непосредственном общении с фараоном. Дошло даже до того, что фараон, прельщенный красотой Сарры, взял ее в свой гарем — с согласия, впрочем, Авраама, выдававшего ее за свою сестру; лишь непосредственное вмешательство Яхве прервало эту несколько неприличную идиллию. Во всяком случае, если исходить из библейской легенды, то можно ждать того, что в богатейших результатах египетской археологии найдутся прямые или косвенные упоминания об этом эпизоде, связанном с именем Авраама. Обнаружено ли что-нибудь подобное?
Имя Авраама упоминается в египетских памятниках один раз. В победной надписи фараона Шешенка, известного в Библии под именем Сусаким, говорится о том, что он захватил в Палестине «поле Авраама». Речь идет здесь о той победоносной войне, которую Шешенк действительно вел в Палестине, а полем Авраама, видимо, вообще названа израильская земля. Относится эта надпись, как и царствование Шешенка в целом, к X в. до н. э. Ясно, что к личности самого Авраама и к его пребыванию в Египте надпись Шешенка не имеет никакого отношения. Ни малейшего упоминания, которое относилось бы к Аврааму и в какой-то мере одновременно к «эпохе патриархов», в египетских источниках не имеется.
В двадцатых годах нашего века немецкий археолог Шефер открыл в Луксоре так называемые Тексты Проклятий; вскоре они были прочитаны немецким же египтологом Зете. В дальнейшем такого же рода тексты были обнаружены и в ряде других пунктов Египта. Самые старые из них датируются серединой XIX в. до н. э. На стенах многих сооружений, а также на глиняных скульптурных изображениях и на обломках посуды начертаны надписи, содержащие яростные проклятия по адресу царей и государств, являющихся потенциальными или действительными врагами Египта. Историческая ценность этих текстов исключительно велика, так как в них перечислено большое количество географических названий, а также собственных имен различных царей и прочих деятелей, подвизавшихся тогда на международной арене. Там фигурируют многие города-государства Месопотамии и Сирии, в том числе и Иерусалим. Никакого упоминания ни об Аврааме, ни о каком бы то ни было другом из патриархов в Текстах Проклятий нет, хотя там перечисляется большое количество не только крупных, но и мелких властителей, притом не только прямо враждебных Египту, но и просто чужих, могущих когда-нибудь причинить египтянам те или иные неприятности. Материалы, в которых скорее всего мог бы фигурировать Авраам или его потомки, упорно молчат по поводу этих персонажей, хотя хронологически Тексты Проклятий приходятся как раз на то время, к которому приурочивается жизнь патриархов.
Буржуазные археологи все же пытаются как-нибудь зацепиться за эти материалы, чтобы найти в них что-нибудь подтверждающее историчность библейских сказаний. Но так как ничего конкретного в них найти нельзя, они вынуждены ограничиваться общими и неопределенными ссылками на то, что «тексты представляются иллюстрирующими условия той страны, которую Авраам и его род могли посетить» в то время…
Делается и еще один довольно хитроумный ход. В Текстах Проклятий нашло свое отражение то историческое обстоятельство, что в их время Египет постоянно подвергался нашествиям со стороны аморитских народов, двигавшихся со стороны Месопотамии и временами достигавших дельты Нила. Представляется соблазнительным вариант, по которому патриархи могли двигаться в русле какой-нибудь из волн аморитского нашествия и попасть таким образом в Египет. Но такое решение вопроса, как с сожалением отмечает буржуазный археолог, невозможно, ибо оно противоречило бы Библии: «Нет ничего, — говорит Райт, — в еврейской традиции, за исключением проблематики гл. XIV кн. Бытия, что ставило бы Авраама и Исаака в связь с широким движением населения» того времени.
Имеется в египетских археологических материалах один памятник, открытие которого наделало в свое время много шуму, так как на первый взгляд он производит впечатление прямой иллюстрации к библейскому тексту.
В 1890 г. английский археолог Перси Ньюберри прибыл в египетское местечко Бени-Хасан с поручением исследовать имеющиеся там древние погребения. Особенный интерес представляла гробница крупного египетского чиновника Хнумхотепа, жившего в царствование фараона Сезостриса II, то есть в самом начале XIX в. до н. э. На стене гробницы Ньюберри при свете факелов различил интереснейшую многоцветную фреску, прекрасно сохранившуюся. Изображена группа мужчин, женщин и детей, явно только что прибывших из далекого путешествия. Их руководитель вручает подарки египетскому чиновнику, замыкающий процессию играет на лире. Все мужчины изображены с характерными бородками, служившими в древнеегипетском искусстве своего рода условным обозначением семитов, что совершенно определенно решает вопрос об этнической принадлежности пришельцев. В надписи к изображению упоминается имя руководителя пришедшей группы — Ибша, или, может быть, Абиша или Абисар, указывается также количество пришедших—37 человек.
Не подлежит сомнению, что если бы в надписи не указывалось имя родоначальника пришедших, притом такое имя, которое никак не может быть отождествлено с именами ни одного из патриархов, то археологи-апологеты обязательно объявили бы памятник иллюстрацией к Ветхому завету. Но и при этих условиях вокруг него разводится масса демагогии на ту же тему.
Вскоре после открытия бени-хасанского фриза стали широко распространяться слухи, что найдено изображение того самого прихода в Египет Иакова с сыновьями, которое явилось началом знаменитого египетского плена израильтян — и это несмотря на ясно указанное имя Ибши, которое никак с именем Иакова не спутаешь. (Пришлось все же отказаться от разговоров на эти темы, ибо в Библии говорится о приходе вместе с Иаковом 70—75 его потомков, а на фризе значительно меньше; если имя Ибши можно не называть рядовому читателю, то без всякого знания иероглифов любой может видеть, что здесь не 70 человек, а значительно меньше. В настоящее время некоторые буржуазные археологи связывают бени-хасанский фриз с приходом в Египет не Иакова, а Авраама. Они вынуждены, правда, выражаться осторожно, ибо мешает все то же имя Ибши. Поэтому чаще говорится об «аналогичном случае», о «воспроизведении типичного эпизода» и т. д. Но то, что не может быть в данном случае и речи об отождествлении изображенной сцены с эпизодом прихода Авраама в Египет, вытекает хотя бы и из следующих обстоятельств: Авраам фигурирует в Ветхом завете как мирный скотовод, лишь в одном случае взявшийся за оружие с целью освобождения своего племянника Лота, здесь же изображены ворны или по меньшей мере охотники, пришедшие в Египет без всяких стад, вооруженные копьями и луками. Короче говоря, данный памятник не дает никаких материалов, которые могли бы что-нибудь сказать нам об Аврааме, а тем более — об Иакове.
В общем, египетский период биографии Авраама, как она рассказана в книге Бытия, тоже не находит никаких археологических подтверждений.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации