Община Кумрана и раннее христианство
Хотя найденные в Кумране библейские рукописи все без исключения относятся к Ветхому завету, но наиболее острая борьба разгорелась в литературе вокруг тех выводов, которые вытекают из них для Нового завета и для раскрытия исторической картины возникновения христианства.
Забегая несколько вперед, скажем, что новозаветная теология оказалась в весьма затруднительном положении. В зарубежной литературе неоднократно проводилась параллель между положением новозаветной теологии после кумранских открытий с тем положением, в котором оказалась ветхозаветная теология во второй половине прошлого века после того, как на территории Месопотамии были открыты многочисленные ассиро-вавилонские тексты, буквально ошеломившие защитников божественной уникальности ветхозаветных книг. Некоторые авторы, в том числе близкие к кругам клерикалов и теологов, заявили, что христианской догматике брошен вызов, по своей силе не уступающий тому, каким явилось открытие Дарвином эволюционной теории. Можно с полной уверенностью сказать, что на этот вызов теология не сумела ответить Без ущерба для своих позиций. Кумранские документы нанесли ей сокрушительный удар.
Как было уже сказано выше, они принадлежали некоей сектантской общине палестинских евреев, бежавших от мира и нашедших себе убежище в скалистой пустынной местности на побережье Мертвого моря; по всей видимости, это была секта, известная в истории под именем ессенов или ессеев.
Все методы датировки археологических документов, примененные при исследовании кумранских рукописей, дали достаточно ясные хронологические показатели; в общем, документы относятся к периоду, лежащему между III в. до н. э. и II в. н. э. Это значит, что все события, о которых повествуется в Новом завете, должны были происходить, если они вообще происходили, при жизни тех людей, которые писали или переписывали, хранили, а потом тщательно спрятали кумранские документы. Не менее существенны и географические обстоятельства: Кумран находится в нескольких часах пешего пути от Иерусалима, в двенадцати километрах от Иерихона — во всяком случае, в непосредственной близости от тех центров и населенных пунктов Палестины, в которых должны были разыгрываться все новозаветные события. Конечно, следовало бы ожидать того, что в кумранских документах самым непосредственным образом будут звучать отклики этих событий. Можно было бы даже ожидать того, что в некоторых из них окажутся сообщения л материалы, в той или иной степени и форме прямо дублирующие новозаветные повествования об Иисусе Христе и его апостолах, об их деятельности и пережитых страданиях. С другой стороны, если жители Кумрана были враждебны христианству, то вполне естественно было бы ожидать того, что их документы будут насыщены антихристианскими выпадами, полемикой против новой религии, критикой по адресу ее основателя и приверженцев.
Но ничего этого нет, кумранские документы молчат о христианстве. Это совершенно необъяснимо, если допустить, в соответствии с учением церкви, что во второй трети I в. н. э. оно было уже широким и заметным движением.
Представляет исключительный интерес другое обстоятельство: сама кумранская община, как она выглядит в найденных документах, близко напоминает общины первых христиан; а если это так, то нельзя ли считать, что кумраниты и были самыми первыми христианами или, по меньшей мере, их непосредственными предшественниками? А если это так, то может оказаться исторически достоверной новозаветная традиция о возникновении христианства уже в 30-х гг. I в. и об очень быстром его широком распространении в это же время. Рассмотрим вопрос о том, в какой мере можно сближать или даже отождествлять кумранитов с христианами.
Большинство исследователей считает, что обитатели кумранского поселения принадлежали к древнееврейской секте ессеев. В современной научной литературе пользуется известным распространением точка зрения, сближающая ессейство и первоначальное христианство. Так, известный советский историк академик Р. Ю. Виппер писал: «Сходство между эссенами (многими авторами ессеи называются эссенами. — И. Л.) и христианами не есть сходство между двумя одновременно и параллельно существующими направлениями. Это сходство двух поколений, сходство между отцами и детьми или, вернее, между дедами и внуками». Мы видим, что академик Виппер находит прямую преемственную связь между этими двумя религиозными направлениями.
Действительно, некоторые черты сходства между ними бросаются в глаза. И ессеи и христиане откололись от иудаизма, и ессейство и христианство (последнее — в самый ранний период своего существования) были сектами в иудаизме. Многое сближает их в отношении религиозной идеологии, социально-политической направленности, в ритуале и культе.
В первоначальном христианстве мы находим идеологию мессианизма, связанную с тем, что верующие ждут скорого пришествия Мессии, после какового пришествия должен наступить конец всех старых порядков — «конец света» — и должно восторжествовать царство небесной божественной справедливости. В идеологии кумранских ессеев также ярко выражены мессианические чаяния и то, что именуется в научной литературе эсхатологией, — ожидание конца света.
И в первоначальном христианстве, и в ессействе играет большую роль идеология дуализма — двойственности всего существующего, связанной с тем, что в мире действуют и упорно борются между собой доброе и злое начала, свет и тьма, бог и сатана.
И ессейство, и первоначальное христианство выступают против богатых и богатств, обличают нечестивых богачей, предрекают им тяжелую расплату в будущей и даже в земной жизни за то, что они владеют и пользуются богатствами, преданы «мамоне». В обеих религиозных идеологиях проповедуется нищенство, как материальное, так и духовное. Известно евангельское изречение — «блаженны нищие духом»; о нищих духом говорится в одобрительном смысле и в некоторых кумранских документах.
Есть общее и в отправлении культа. Христианство требовало водного крещения; в Кумране обнаружены бассейны для ритуальных омовений, такие омовения составляли неотъемлемый элемент религиозно-бытовой практики кумранитов. В эту практику входил также обряд благословения хлеба и вина, в какой-то мере напоминающий христианское причащение. Совместным ритуальным трапезам первохристиан соответствовали у ессеев систематические повседневные общие трапезы. А главное, что роднит идеологию кумранских ессеев с первоначальным христианством, — это дух протеста против существующих порядков и господствующей идеологии, беспокойный дух исканий, стремлений к новому и неизведанному, долженствующему вытеснить и заменить скомпрометировавшую себя идеологию ортодоксального яхвизма.
Нет сомнений в том, что между ессейством и первоначальным христианством было много общего. Это нашло свое выражение и во многих терминологических совпадениях между текстом книг Нового завета и некоторыми кумранскими документами.
При всем этом различие между ессейством, как оно выразилось в порядках и документах кумранской общины, и первоначальным христианством настолько велико, что эти два религиозных явления нельзя, с нашей точки зрения, не только отождествлять, но и ставить в отношение непосредственной преемственной связи. И в специфически религиозной догматике, и в основных чертах социальной идеологии, и в ритуале здесь существуют очень серьезные различия.
Кумраниты не порывают с ортодоксальным иудаизмом. Они строго соблюдают субботу — в некоторых отношениях даже строже, чем «нормальные» иудеи. Да и вообще некоторые особенности иудаистского благочестия у кумранитов выражены ярче, чем в ортодоксальном иудаизме. Так, например, это выглядит в их отношении к «чужим» — иноверцам и иноплеменникам. Кумранская община замкнута в себе и строго обособлена от всех инакомыслящих и по-иному живущих. В отношении к ним у кумранитов господствует идеология ненависти, возмездия, ветхозаветная идеология, выраженная пресловутой формулой — «око за око». Замкнутость и своеобразный аристократизм ессейской общины доходят до того, что в нее закрыт доступ всем калекам, убогим, слабоумным (несмотря на одобрительное отношение к духовному нищенству). В самом строении общины господствует строжайшим образом соблюдаемая иерархия: все ее члены делятся на 4 разряда, и принадлежащие к младшим разрядам должны беспрекословно повиноваться старшим.
Всего этого нет в первоначальном христианстве, как оно выглядит по Новому завету.
Обрядовые установления и запрещения иудаизма христианство по существу отменило, что относится, в частности, и к соблюдению субботнего отдыха. В полную противоположность ессейству первоначальное христианство поставило своей задачей самую широкую вербовку единомышленников во всех этнических и социальных слоях Римской империи. Отсюда и его далекоидущий «либерализм», его покладистость и терпимость ко многим особенностям самых различных чужих культов, его готовность приспособиться к ним и их ассимилировать. В отличие от кумранских документов Новый завет проповедует любовь, прощение обид и непротивление злу.
Социальные устремления кумранитов и первохристиан тоже различны. Первые не признают рабства, полностью отказываются от рабов и рабовладельческого порядка, вторые рассматривают этот порядок как вполне нормальный и, кажется, единственно возможный. У кумранитов общность имуществ основана на совместном труде, в первоначальном христианстве эта общность имеет по существу лишь благотворительное значение («отдай имение нищим…»).
И ессейство и первоначальное христианство были течениями в общем потоке иудейских сект того времени. Иудаизм переживал тяжелый и затяжной кризис. Мессианические ожидания никак не оправдывались. Ставка на различных политических и военных деятелей, обнаруживавших, казалось бы, несомненные черты обещанного пророками Мессии, неизменно проваливалась. Между тем положение было отчаянным. Столетия чужеземного господства в «земле обетованной», униженное рабское и полурабское положение ряда поколений «избранного народа», кровавое подавление всех попыток освобождения, жесточайшая эксплуатация народных масс, навязывание завоевателями «избранному народу» своих богов и культов вплоть до жертвоприношений языческим богам в иерусалимском храме — все это не могло не вызвать среди евреев острого идеологического брожения, неизменно выливавшегося в религиозные формы. Появлялись различные религиозно-политические партии и секты, вступавшие в оппозицию к основному стволу иудейства, боровшиеся и между собой. В них было немало общего, поскольку они порождались одной и той же социально-исторической обстановкой. Но нет достаточных оснований считать, что все эти секты составляли единую цепь, отдельные звенья которой -связаны преемственной общностью. Они существовали параллельно, но судьбы их были неодинаковы— одни быстро уходили -с исторической арены, другие оказали более или менее серьезное влияние на все дальнейшее идеологическое развитие. Та иудейская секта, из которой выросло христианство, оказалась по ряду причин в наиболее благоприятном положении и не только выжила, но превратилась в мировую религию. Ессейство же исчезло, оставив свои следы лишь в археологических памятниках.
В обоснование того, что кумранские ессеи и первохристиане представляли собой чуть ли не одну и ту же секту в иудаизме, иногда приводится еще один довод.
Еврейские писатели I в. н. э. Иосиф Флавий и Филон Александрийский, описывая общественную жизнь Иудеи того времени, говорят о трех основных религиозно-политических партиях, существовавших там: саддукеях, фарисеях и ессеях. В книгах Нового завета говорится о первых двух, но ни разу не упоминаются ессеи. Существенно при этом, что о саддукеях и фарисеях неизменно говорится неодобрительно и даже враждебно. Отсюда некоторые авторы делают вывод, что к ессеям авторы новозаветных книг относились по-иному, чем к саддукеям и фарисеям, — не враждебно, а дружественно.
Это слабый аргумент. О зелотах в Новом завете тоже ничего не говорится, хотя в сочинениях еврейских писателей они неоднократно упоминаются. Решение данной «загадки» вообще представляется довольно несложным.
Авторы новозаветных книг пишут о тех религиозно-политических партиях, которые играли определяющую роль в общественной и идеологической жизни Иудеи первой половины I в. н. э. Зелоты стали играть такую роль лишь в период Иудейской войны 66—73 гг., что же касается ессеев, то они, видимо, никогда не оказывали особого влияния на религиозно-политическую атмосферу в Иудее. Во-первых, они составляли незначительное меньшинство ее населения — Иосиф насчитывает всего около 4000 ессеев на всю страну; во-вторых, сам их образ жизни фактически изолировал их от общественно-политической и религиозной борьбы в основных центрах страны. Не удивительно, что новозаветные авторы не обратили на них внимания.
Аргумент, по которому они не писали о ессеях из «сочувствия» к ним, представляется неубедительным: трудно представить себе, зачем бы они стали скрывать название той религиозной группы, взгляды которой соответствовали их взглядам или даже совпадали с ними. Интересы пропаганды должны были толкать их на прямо противоположный путь.
Если изобразить отношение ессейства и первоначального христианства в терминах родства, то, как нам кажется, эти два явления следует признать находящимися в отношениях братьев, а не отца и сына или деда и внука. Сами же события, о которых повествуется в новозаветных книгах, не нашли в кумранских документах никакого отражения, в них выразился лишь самый дух эпохи — бурной, мятущейся и напряженной.
Содержание
- Введение. О чем написана эта книга
- Историческая наука, археология и библеистика
- Возвеличивание Библии при помощи археологии
- Что такое археология?
- Средства и возможности археологической науки
- О хронологии вообще и библейской в частности
- О фальшивках и дешевых сенсациях
- Что такое библейская археология?
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Ветхий завет
- Всемирный потоп
- Открытие Джона Смита, гравера и ассириолога
- "Здесь был потоп."
- Остатки Ноева ковчега?
- Что же на самом деле было?
- Патриархи
- Ур, Месопотамия и XIV глава книги Бытия
- Раскопки в Мари, Рас-Шамре и Нузу
- Патриархи и Египет
- Что здесь можно извлечь для апологетики?
- Ужасная судьба Содома и Гоморры
- Египетский плен
- Египет в долгу у библеистики
- Что же все-таки найдено?
- Кто у кого позаимствовал?
- "Египетский колорит" в ветхозаветных сказаниях
- Ученые-египтологи о библейской легенде
- Исход из Египта
- Архив фараона Аменхотепа IV
- Кто такие хабиру?
- Амарнская переписка, хабиру и проблема исхода
- "Израильская" стела
- Попытки обхода хронологической "трудности"
- Поиски возможного в невероятном
- Географические неприятности
- Есть ли историческое зерно в легенде об исходе?
- В "земле обетованной"
- Иерихонские трубы были излишни
- Когда погибли ханаанские города?
- Кто их разрушил?
- Фокусы Вернера Келлера и выводы серьезных ученых
- Следы судей и первых царей. Копи и конюшни царя Соломона
- Период двух царств. Войны с Шешенком и Мешей
- Крушение и рассеяние
- Падение Израильского царства
- Синаххериб и Езекия
- Падение Иудеи
- Элефантинские папирусы
- Исторические повествования Библии в свете археологии. Новый завет
- Новозаветные "святые места"
- Действительная археология "святых мест"
- Реликвии и мощи
- О портретных изображениях Христа
- Надписи, погребения
- Следы апостолов?
- Поиски гробницы апостола Петра
- Находки у Мертвого моря
- Община Кумрана и раннее христианство
- "Учитель праведности" - кто он?
- Вновь открытые рукописи и проблема происхождения библейских книг
- Иудейско-христианская традиция
- Как она выглядит в свете научной критики
- Что здесь может дать археология?
- Древнейшие библейские рукописи
- Что найдено с конца XIX в. до наших дней?
- Ничего неожиданного!
- Неканонические и апокрифические рукописи
- Олбрайт и жупел гиперкритицизма
- Заключение
- Библиография
- Иллюстрации